В Раду подан законопроект, регламентирующий деятельность капелланов — священников, которые ведут душпастырскую опеку солдат украинской армии. «Вести» изучили его, обнаружив несколько «узких» мест: от подчиненности капелланов военному руководству и до необходимости согласовывать кандидатуры священников со спецслужбами. Как будет голосовать парламент — вопрос. Но его могут поддержать «прозападная» часть «Слуги народа», «Евросолидарность», «Голос» и «Батькивщина».

«Согласован с СБУ»

Авторы проекта, депутаты Сергей Шахов («Наш край») и Михаил Волынец («Батькивщина»), определили капелланам функции: душпастырскую опеку солдат, проведение богослужений, торжественных и поминальных мероприятий и т. п. По задумке, капелланы должны иметь высшее духовное образование, быть священнослужителями зарегистрированной религиозной организации, знать государственный язык и быть «принятыми на работу на должность военного священника (капеллана) в военной части (подразделении)». Работать они будут по трудовому договору, а оплата им положена на уровне не ниже майора ВСУ и будет осуществляться из бюджета.

И тут первое «узкое» место: по задумке, перед принятием на работу капелланы должны будут пройти «согласование» с органами СБУ («Центральным управлением или региональными органами СБУ, органами военной контрразведки»). Также прописан возможный допуск капеллана к гостайне. Аналогичные требования к военным капелланам «резерва», разница в том, что они будут выполнять обязанности «на общественных основаниях».

«Это неоправданное вмешательство в удовлетворение религиозных потребностей верующих. Священнослужитель не имеет допусков к гостайне (есть ведь определенный перечень таких должностей, который утверждается спецслужбами). Скорее всего, они хотят согласовывать кандидатов, чтобы получить ручное управление на вопрос назначения капелланов, — говорит «Вестям» протоиерей Александр Бахов, глава Синодального юридического отдела УПЦ. — Те священники, которые не нравятся им по каким-то причинам, получат отказ«.

А политолог Алексей Якубин видит в проекте еще и идеологическую функцию. «Для военных капеллан выполняет роль идеолога, или «политрука». Так подспудно запускается милитаристская идеология в религиозной оплатке, — считает он. — Кроме того — и это важно! — в нынешнем виде проект не соответствует Конституции, ведь капелланы в нем превращаются в госслужащих, что нарушает принцип разделения светской и духовной власти«.

«Что-то вроде психолога»

Следующее «узкое» место — подчиненность капелланов. Законопроект предлагает ввести институт должностных лиц в составе Минобороны и ВСУ, которые будут отвечать за военное духовенство. «Они осуществляют взаимодействие с военными капелланами и профсоюзной организацией объединения капелланов ВСУ«, — говорится в проекте.

Работу священников в армии будет обеспечивать капелланская служба («Служба военного духовенства»). А в ее структуру будут входить сотрудники ряда департаментов и управлений: по образованию, науке, соц- и гуманитарной политике МОУ; по морально-психологическому обеспечению ВСУ.

Отдельно прописано, что капелланы никоим образом не могут вмешиваться в военную деятельность, так же, как командование военной части не сможет «выполнять религиозные обряды (культы)». И — важнейший момент: религиозным организациям, делегировавшим капелланов, запретят каким-либо образом вмешиваться в их действия.

«Это принципиально важный момент, против которого протестовали УГКЦ и ПЦУ год назад, когда аналогичный проект пытались принять в парламенте, — напомнил «Вестям» религиовед Алексей Смирнов. — Церкви видят в этом посягательство на свои права, ведь священник должен вести свою деятельность в религиозной плоскости, а не превращаться в «политрука». Речь о независимости капелланов«.

Отец Александр Бахов поясняет: при нарушении связи между священником и его церковью, первый становится де-факто военнослужащим, который выполняет не то религиозные, не то психологические функции.

«Все равно, что отрезать кусок водопроводной трубы и передать его кому-то: вроде, и труба, вроде, и для воды, но самого главного-то в ней нет, — образно поясняет он. — И в военном, и в медицинском капелланстве УПЦ всегда обращает внимание: капеллан — это священнослужитель, который осуществляет духовную опеку в контакте со своей церковью. К тому же что делать, если по моральным принципам человек больше не может быть священником? Он ведь останется «госслужащим», будет исполнять функции«. Последнему вопросу, к слову, в проекте закона таки уделили внимание. «Материнская» организация может отозвать своего священника — и он утратит право быть капелланом.

«Кто тут за Московскую церковь?»

Еще один момент, вызывающий вопросы, — это определение конфессиональной принадлежности капеллана. В принципах действия должностных лиц (тех самых, ответственных за капелланов в армии) прописано равенство представителей всех вероисповеданий, т. е. капелланами могут стать и представители нехристианских религий. А вот как делить части между капелланами, представляющими, скажем, иудеев и мусульман (а ведь их представители тоже воюют на востоке), не очень ясно: в проекте прописано, что «если в военной части есть две или больше должности капелланов, они могут быть заполнены представителями различных религиозных организаций с учетом определенной преимущественной конфессиональной принадлежности личного состава».

До 2017 года представители УПЦ служили капелланами на равных с другими конфессиями. Потом начались попытки со стороны Генштаба сформировать круг лояльных капелланов, которые работали бы с военнослужащими. «И в этот момент со стороны УПЦ начались жалобы. Речь о дискриминации: на руководство частей, что просили прислать им священников УПЦ, давили, чтобы те меняли запрос на УПЦ КП или вовсе на грекокатоликов«, — говорит «Вестям» Смирнов.

Итог таков: сегодня более половины капелланов на фронте — от ПЦУ, примерно треть — от УГКЦ, остальные — римокатолики и «остатки» — УПЦ КП (выпали из приоритета после создания ПЦУ). От УПЦ служит всего один капеллан, замглавы Синодального отдела УПЦ по взаимодействию с Вооруженными силами протоиерей Вячеслав Яковенко, который в зоне боевых действий находится периодически с сентября 2014-го. «Нам в ВСУ отвечают: «В личном составе нет верующих вашей церкви, потому нет потребности в священнике». Но ведь УПЦ — самая большая церковь, она насчитывает 13 тысяч приходов. Не может не быть наших верующих: мы-то знаем, что они просят благословения перед тем, как идти служить. Молебны просят проводить, — говорит «Вестям» протоиерей Александр Бахов. — Ответ прост: у них в частях проходит «анонимная» система голосования. На деле — строят личный состав и задают вопрос: «Вы хотите ходить в «церковь Московского патриархата?». Вы думаете, после того, как вопрос ставится именно таким образом, много найдется желающих подвергнуться насмешкам, буллингу и предвзятому отношению со стороны администрации?«

Управделами УПЦ, митрополит Антоний летом призывал власти устранить этот дисбаланс, поскольку «речь не о том, что мы защищаем какие-то свои интересы, а о духовном состоянии людей, которых призвали в армию».

Помощник и машина с водителем

В то же время есть в проекте позитивные моменты. Так, обязанность подготовить «мобильные (полевые) культовые сооружения» и рабочее место для капелланов «с мебелью и оргтехникой» возлагается на командиров военных частей. Они же предоставляют машину с водителем (либо капеллану компенсируют издержки на собственное авто). Священникам гарантировано право посещать гауптвахты и военные госпитали, чего не было в предыдущих проектах. А также предусматривается должность «помощника военного капеллана» — их будут набирать из числа военнослужащих или персонала ВСУ, «который выявил личное желание» работать с капелланом.

По ходатайству священника солдата закрепляют за ним, а в функции будет входить организационная и иная помощь, а также защита в случае опасности. Брать в руки оружие или выступать участником боестолкновений (комбатантом) капелланам строго запрещено: за это их могут моментально разжаловать. Кстати, примечательно, что в случае участия военной части или подразделения в боевых действиях соцзащита ее капеллана дополняется положениями согласно статусу «участник боевых действий».

Тарас Козуб, Вести

от admin