Преследование киевской властью канонического православия на Украине (январь 2024 года)

  1. Краткая история религиозного конфликта на Украине

Почти с первых дней существования независимой Украины политическое руководство страны взяло курс на отделение Украинской православной церкви Московского патриархата от Русской православной церкви. До этого периода УПЦ была частью РПЦ, при этом в 1990 году на Архиерейском соборе РПЦ заявлено, что УПЦ «предоставляется независимость и самостоятельность в её управлении».

Независимость и самостоятельность, например, выражались в том, что «предстоятель (то есть глава – ред.) Украинской православной церкви избирается Украинским епископатом и благословляется Святейшим Патриархом Московским и всея Руси». Так же самостоятельно УПЦ формировала и остальные органы управления, назначала архиереев и священников. При этом УПЦ сохраняла общие духовные и прочие связи с РПЦ. Особенность названного решения Архиерейского собора (то есть собрания глав поместных церквей) состояла в необходимости его утверждения Поместным собором (фактически съездом всех священнослужителей РПЦ). Но до 2009 года Поместный собор не заседал, поэтому решение было утверждено и приобрело законодательную силу только десять лет спустя.

Со временем политическая власть стала все более активно реализовывать политику отрыва Украины от единых с Россией духовно-нравственных корней. С этой целью киевские политические структуры поддержали митрополита УПЦ Московского патриархата Филарета (Денисенко) и ряд архиереев – его приверженцев. Летом 1991 года избранный ранее митрополитом (главой УПЦ) Филарет провел Собор УПЦ, на котором констатировал полную каноническую независимость украинской церкви от РПЦ, фактически заявив об автокефалии – разрыве с РПЦ. Однако большинство архиереев УПЦ не поддержали Филарета. В результате митрополитом УПЦ после ряда событий был избран Владимир (Сабодан). А Филарет с рядом сторонников при поддержке украинской государственной и политической власти создали Киевский патриархат, не входящий в состав РПЦ и УПЦ МП и признанный в православном мире раскольничьей структурой. РПЦ и УПЦ тогда же объявили Филарета раскольником, отлучили от церкви, лишили права производить таинства и предали анафеме.

Тем не менее при содействии властных структур и тогдашнего президента Украины Леонида Кравчука Киевский патриархат получил под управление несколько церквей, включая Кафедральный Владимирский собор в столице страны.

До 2018 года общая численность приходов КП насчитывала всего несколько десятков по всей Украине, в то время как УПЦ МП (а после 2009 года уже без упоминания Московского патриархата) имела на Украине более 12,5 тысяч приходов.

Особую роль в те годы в жизни УПЦ играл митрополит Владимир (Сабодан). Он, с одной стороны, поддерживал канонические и личные связи с РПЦ, а, с другой, понимая естественные политические процессы, не препятствовал в конфессиональной среде развитию настроений на дальнейшую автономизацию церкви. Летом 2014 года Владимир умер, а его место занял Онуфрий (Березовский). Новый митрополит, несмотря на изменившуюся политическую конъюнктуру в стране (совершенный радикалами госпереворот и фактическое начало гражданской войны под видом антитеррористической операции) продолжал сохранять каноническое единство с РПЦ, хотя тенденции на автономизацию в этот период значительно усилились.

Существенные изменения в контексте «религиозного вопроса» на Украине произошли в период президентства Петра Порошенко. В 2018 году он начал активную работу по созданию полностью самостоятельной автокефальной украинской православной церкви, которая, по его мнению, не должна была иметь никаких общих связей с РПЦ.

Процесс имел более глубокие корни, чем просто политика Петра Порошенко. К 2018 г. Украина фактически утратила независимость в принятии решений как в экономической, так и в иных сферах и беспрекословно выполняла волю западных кураторов в лице США и Великобритании. Одной из важнейших составляющих этой «воли» был разрыв с Россией – в экономической, промышленной, культурной и духовной сферах. Так, например, первым принятым Верховной Радой после госпереворота стал закон об отмене регионализации русского языка, позволявший использовать его по своему усмотрению для общения в тех или иных областях и государственного документооборота. Резко снизилось и количество межправительственных договоров о сотрудничестве. Украина вышла из ряда международных структур, которые создавались на территории бывшего СССР, и даже из СНГ, одним из учредителей которого являлась. В этот же период активно переписывались учебники истории, в новых изданиях годы в составе СССР представлялись «периодом оккупации». Началось интенсивное разрушение советских памятников, переименование улиц и городов.

Вся эта деятельность сопровождалась антироссийской риторикой, целью которой было противопоставление Украины – России. Проводилась она под руководством и по методикам США. Фактически это была подготовка Украины к войне с Россией. Наиболее сложной для инициаторов этой политики стала линия на разрыв многовекового единства двух православных стран. К тому же УПЦ, фактически оставшаяся верной общим с российским православием корням, имела очень глубокое влияние на верующих.

С целью дальнейшей реализации продиктованной из Вашингтона политики на отрыв Украины от России президент Порошенко обратился к Вселенскому патриарху Варфоломею, одновременно являющемуся главой Константинопольского патриархата (чьи прихожане по большей части находятся на территории США), предоставить автокефалию создаваемой в стране Православной церкви Украины (ПЦУ). Что и было сделано в декабре 2018 года. В ПЦУ вошли раскольничьи и непризнанные мировым православием Украинская автокефальная церковь, УПЦ КП (Филарет и его единомышленники), а также несколько архиереев канонической УПЦ со своими приходами. Позже УПЦ КП в лице Филарета заявила о выходе из ПЦУ. Но получившая Томос (то есть документ о праве самостоятельного существования) от Вселенского патриарха Варфоломея ПЦУ нанесла огромный ущерб единству украинского православия.

Политику раскола украинского православия продолжил победивший на выборах в 2019 году Владимир Зеленский. Во время его президентства повсеместной практикой стал захват церквей на Украине, наиболее громким – захват православной святыни – Киево-Печерской лавры – с изгнанием из нее монахов, придерживавшихся канонического православия.

После начала российской спецоперации в феврале 2022 года гонения со стороны государства на УПЦ усилились, даже несмотря на выступление руководства УПЦ с осуждением РФ и поддержкой украинской власти. За приверженность к каноническому православию, то есть духовное единство с общим православием, в том числе российским, под разными надуманными предлогами на Украине возбуждено более семидесяти уголовных дел против священников.

В конце 2023 года президент Зеленский указом перенес празднование Рождества с традиционного для православных 7 января на 25 декабря, а Крещение – с 19 января на 6-е. Таким образом, государство с нарушением Конституции Украины в очередной раз грубо вмешалось в религиозную жизнь граждан.

В настоящее время на рассмотрении Верховной рады находится проект о запрете на территории страны деятельности аффилированных с государством-агрессором (то есть с Россией) организаций. В реальности этот законопроект направлен на прекращение существования Украинской православной церкви.

2. Ситуация вокруг законопроекта №8371 «О внесении изменений в некоторые законы Украины о деятельности на Украине религиозных организаций».

Законопроект 8371 (https://itd.rada.gov.ua/billInfo/Bills/Card/41219) принят за основу Верховной радой Украины 19 октября 2023 года. Его поддержали 267 депутатов (при 226 необходимых). Против проголосовали всего пятнадцать народных избранников, двое воздержались, не голосовали семнадцать.

В случае принятия Радой законопроекта (что возможно в феврале 2024 года) украинское правительство получит юридическое обоснование для преследования священнослужителей и прихожан, которые останутся верными УПЦ.

Не исключено, что уполномоченные власти на местах будут, ссылаясь на этот закон, просто закрывать храмы УПЦ и конфисковывать их имущество в пользу государства или других религиозных организаций, подталкивая верующих к переходу в раскольническую ПЦУ. Подобные действия запрещены конституцией, где четко определено, что Украина, являясь светским государством, не может вмешиваться в дела религиозных организаций.

Всемирный совет церквей (ВСЦ) заявлял, что законопроект в текущей редакции нарушает международные нормы свободы веры и может расколоть украинское общество (https://strana.today/news/447901-zapret-dejatelnosti-ukrainskoj-pravoslavnoj-tserkvi-vsts-vystupili-protiv-zakonoproekta.html). Кроме того, юридическую новацию осудил верховный комиссар ООН по правам человека Фолькер Тюрк, отметив, что такие действия украинских властей противоречат свободе вероисповедания и международному праву (https://www.pnp.ru/politics/kiev-sobiraetsya-zapretit-ukrainskuyu-pravoslavnuyu-cerkov-vopreki-svoey-zhe-konstitucii.html). Однако уполномоченный Верховной рады Украины по правам человека Дмитрий Лубинец обвинение отверг, заявив, что оно не соответствует действительности (https://risu.ua/ru/ombudsmen—komissaru-oon-ukraina-ne-zasluzhila-kritiku-za-zakonoproekt-o-zaprete-cerkvej-kontroliruemyh-iz-rossii_n145077).

Предложенный документ получает жесткую критику от многих правозащитников. Так, глава международной юридической фирмы Amsterdam & Partners LLP Роберт Амстердам прямо говорит, что законопроект 8371 представляет собой прямой запрет УПЦ, «полностью основанный на политических мотивах небольшой правящей клики и коррумпированных интересах депутатов. Это представляет собой опасный прецедент подрыва религиозных свобод, с которым не должны мириться союзники Украины, включая США»(https://raskolam.net/ru/75756-czej-zakonoproekt-ye-porushennyam-prav-ukrayincziv-na-svobodu-virospovidannya-bob-amsterdam-pro-zaboronu-upcz/).

Юридический анализ документа (https://strana.news/news/455565-juridicheskij-analiz-roberta-amsterdama-zakonoproekta-8371.html) подтверждает, что он не соответствует ни одной международной правовой норме, регламентирующей деятельность религиозных организаций. Законопроект является серьезным нарушением свободы вероисповедания и других правовых стандартов, характерных для функционирования современной европейской демократии.

Опираясь на работу Венецианской комиссии, эксперты пришли к выводу, что, даже если закон был разработан «с целью решения проблем общественной безопасности на Украине», ограничение религиозной свободы, которое он устанавливает, является явным нарушением европейского и международного права (https://savetheuoc.com/%d0%bf%d1%80%d0%b0%d0%b2%d0%be%d0%b2%d0%b8%d0%b9-%d0%b0%d0%bd%d0%b0%d0%bb%d1%96%d0%b7-%d1%83%d0%ba%d1%80%d0%b0%d1%97%d0%bd%d1%81%d1%8c%d0%ba%d0%be%d0%b3%d0%be-%d0%b7%d0%b0%d0%ba%d0%be%d0%bd%d0%be/).

Кроме того, законопроект вводит коллективное наказание, нарушает принцип невмешательства во внутренние дела религиозной организации, содержит недостаточные полномочия на исправление или обжалование и нарушает международные стандарты по определению иностранного влияния на религиозные организации.

«По сути, законопроект 8371 вносит изменения в Закон Украины «О свободе совести и религиозных организациях» 1991 года (Закон о религии 1991 года) и Закон Украины «О государственной регистрации юридических лиц, физических лиц – предпринимателей и общественных формирований» 2003 года (Закон о государственной регистрации). Целью законопроекта 8371 является внесение в законодательную базу положений, которые позволят правительству запретить УПЦ как институт и запретить религиозную деятельность церкви», – справедливо отмечают авторы доклада «Правовой анализ украинского законопроекта 8371: Приложение к Белой книге угроз религиозной свободе и верховенству права на Украине» (https://savetheuoc.com/wp-content/uploads/2024/01/UOC-draft-law-UKR-v1.pdf).

Отправной точкой для анализа является Конвенция о защите прав человека и основных свобод, стороной которой Украина является с 1995 года. Статья 9.1 ЕКПЧ («Свобода мысли, совести и религии») предусматривает, что «каждый имеет право на свободу мысли, совести и религии; это право включает свободу менять свою религию или убеждения и свободу исповедовать свою религию или убеждения как индивидуально, так и сообща с другими, публичным или частным порядком в богослужении, обучении, отправлении религиозных и культовых обрядов» (https://www.echr.coe.int/documents/d/echr/convention_rus).

Право на свободу религии также гарантируется статьей 18 Международного пакта о гражданских и политических правах (https://base.garant.ru/2540295/a573badcfa856325a7f6c5597efaaedf/), содержащей формулировки, в целом подобные статье 9.1 ЕКПЧ (https://www.echr.coe.int/documents/d/echr/convention_rus). В совокупности эти гарантии абсолютны и безусловны.

Венецианская комиссия установила, что ограничения свободы религии могут также относиться к отдельному праву на свободу ассоциаций, содержащемуся в статье 11 ЕКПЧ (https://www.echr.coe.int/documents/d/echr/convention_rus). Прецедентное право ЕСПЧ признает, что «религиозные общины традиционно и повсеместно существуют в форме организованных структур». Если такие общины находятся под угрозой национального законодательства, право на свободу религии должно толковаться в связи со свободой ассоциаций. Автономное существование религиозных организаций рассматривается как необходимое «для плюрализма в демократическом обществе и, таким образом, является проблемой, лежащей в основе защиты, предоставляемой статьей 9». Действительно, функционирование организации имеет решающее значение для эффективного осуществления свободы вероисповедания ее членами. Если организационная жизнь религиозной общины не защищена, то свобода вероисповедания личности находится под угрозой.

Законопроект 8371 не содержит определения нескольких важных терминов, которые используются в статье 1, в частности, «аффилированные лица», «центры влияния» и «центр (орган) управления».

Кроме того, статья 18 международного Пакта о гражданских и политических правах гласит, что свобода исповедовать свою религию или убеждения может подлежать только таким ограничениям, которые предусмотрены законом и необходимы для защиты общественной безопасности, порядка, здоровья или нравственности или основных прав и свобод других лиц (https://www.ohchr.org/ru/instruments-mechanisms/instruments/international-covenant-civil-and-political-rights) Никаких подобных нарушений за УПЦ не числится.

Можно согласиться с мнением заведующего отделом Украины Института стран СНГ Ивана Скорика о том, что в вышеупомянутом законопроекте фактически идет речь о запрете канонического православия на Украине и «переходе его в катакомбный режим» (https://www.vedomosti.ru/politics/articles/2023/10/20/1001581-verhovnaya-rada-podderzhala-zapret-ukrainskoi-pravoslavnoi-tserkvi).

3. Нарушение гражданских прав и права на свободу совести и вероисповедания на Украине

С начала Специальной военной операции РФ на территории Украины против священнослужителей УПЦ возбуждено более семидесяти уголовных дел. По состоянию на конец 2023 года 26 иерархов и клириков УПЦ получили обвинения, девятнадцати из них вынесли обвинительные приговоры (https://sinfo-mp.ru/v-v-kipshidze-pirrova-pobeda-ukrainskih-vlastej-borba-protiv-ukrainskoj-pravoslavnoj-czerkvi.html).

Преследование священников и верующих УПЦ набирает обороты. Из открытых источников стало известно о следующих инцидентах, имеющих место в январе 2024 года:

– в рождественскую ночь (на 7 января т. г.) в Киево-Печерской лавре украинские силовики угрожали монахам запретом передвижения по территории монастыря и проверяли у них документы. По словам адвоката УПЦ Чекмана, представители СБУ при проверке задавали провокационные вопросы и применяли методы запугивания (https://news-kiev.ru/society/2024/01/08/284030.html);

– 8 января в селе Чепелевка Хмельницкой области сторонники ПЦУ предприняли две попытки силового захвата Покровского храма УПЦ. В рейдерских действиях лично участвовали заместитель Красиловского городского головы Марина Слободянюк и директор Чепелевской школы Светлана Островская (https://spzh.media/ru/news/77907-storonniki-ptsu-popytalis-zakhvatit-khram-upts-v-chepelevke-na-khmelnitchine);

 – 10 января произошел силовой захват Казанского храма УПЦ в городе Ладыжине (Винницкая область). Во время акции рейдеры из числа так называемых «активистов ПЦУ» избили священника и прихожан (https://t.me/stranaua/139396);

– 12 января Служба безопасности Украины (СБУ) заочно предъявила обвинение митрополиту Луганскому и Алчевскому Украинской православной церкви Василию Поворознюку в том, что иерарх «присутствовал в Кремле на церемонии подписания договоров о принятии Донецкой и Луганской Народных Республик, Запорожской и Херсонской областей в состав России» (https://informator.ua/uk/sbu-ogolosila-pro-pidozru-mitropolitu-upc-mp-yakiy-blagosloviv-priyednannya-luganska-do-rf);

– продолжается судебное разбирательство по делу митрополита Тульчинского и Брацлавского канонической Украинской православной церкви Ионафана (Елецких), обвиняемого в оправдании российской военной операции. Следующее заседание апелляционного суда состоится 19 февраля 2024 года (https://vinnitsa.info/article/sprava-mytropolyta-mp-ionafana-vinnytskyy-apelyatsiynyy-sud-vyrishyv-perehlyanuty-dokazy).

Названный клирик решением Винницкого горсуда приговорен к пяти годам лишения свободы с конфискацией имущества. Ему вменили в вину оправдание российской СВО, попытку свержения конституционного строя, посягательство на территориальную целостность Украины и критику церковного раскола. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в связи с этим направил обращение папе Римскому Франциску и другим мировым и религиозным лидерам;

– 16 января представители ПЦУ при содействии властей захватили Свято-Покровский храм УПЦ в Хмельницкой области. Стало известно, что в рейде, кроме мужчин «спортивного телосложения», приняли участие депутат Хмельницкого районного совета Александр Черниевич и депутат Красиловского городского совета (https://iz.ru/1634845/2024-01-16/storonniki-ptcu-zakhvatili-khram-kanonicheskoi-uptc-v-khmelnitckoi-oblasti);

– 22–23 января имели место попытки захвата храма в честь Рождества Пресвятой Богородицы в городе Камне-Каширском Волынской области. Верующим УПЦ удалось его отстоять (https://spzh.media/ru/news/78517-v-kamne-kashirskom-prikhozhane-upts-otstojali-svoj-khram-ot-zakhvata-rejderami).

Об этих и многих других правонарушениях на Украине информируются представители международных правозащитных организаций. Так, например, помощник генерального секретаря по правам человека в Управлении верховного комиссара ООН по правам человека Илзе Брандс Кехрис в Совете Безопасности ООН отметила, что она осведомлена «о слишком многих инцидентах, связанных с притеснениями верующих УПЦ, в том числе о фактах физического насилия и угроз в результате споров между прихожанами разных православных общин». Кехрис подчеркнула, что в обязанности Украины входит гарантировать полную свободу религии. По словам правозащитницы, законопроект, который находится в Верховной раде и призван ограничить позицию УПЦ из-за формальных связей с Москвой, «слишком расплывчат в своих формулировках» (https://pravlife.org/ru/content/evropeyskie-smi-v-mire-rastet-kritika-ukrainskogo-podhoda-k-cerkovnomu-voprosu).

Все чаще информация о серьезных нарушениях прав человека на Украине появляется в западных информационных ресурсах. Европейские наблюдатели ставят под сомнение правомерность принятия радой законов, дискриминирующих УПЦ «по признаку наличия у нее формальных связей с Московским Патриархатом» (https://cne.news/article/3902-international-criticism-grows-on-ukrainian-handling-of-church-issue). А в статье «На Украине проблема гражданских прав», опубликованной в известном аналитическом издании Foreign Policy, профессор Род-Айлендского университета Николай Петро открыто пишет, что в стране имеют место «очень серьезные нарушения свободы вероисповедания, свободы прессы и прав национальных меньшинств» (https://foreignpolicy.com/2023/12/18/ukraine-russia-war-civil-rights-freedom-speech-religion/).

Однако украинская власть в лице нынешнего президента Зеленского и его команды, получившая от западных кураторов индульгенцию на применение любых методов контроля и запугивания своих оппонентов, на эти публикации и критические замечания не обращает внимания.

от admin