Попирая Конституцию и законы, в Украине развязали войну за церковное имущество и православные храмы

Шестого января исполняется три года с момента, когда Православная Церковь Украины получила томос на Фанаре – резиденции патриарха Варфоломея в Стамбуле. С появлением данной структуры резко усились гонения на УПЦ. При этом возросло количество случаев, связанных с захватов храмов, незаконным переделом церковного имущества и приходов.

«БЕС-законие» в законе

Святыни канонической УПЦ отбирают, прикрываясь антицерковным законом, принятым еще во времена правления Петра Порошенко. Данный документ определяет механизм смены подчиненности религиозных общин – путем подмены устава и перерегистрации в пользу ПЦУ.

Такие действия осуществляют на основании решения людей, которые являются не прихожанами храма, а посторонними лицами. Подложные документы передают в местные госадминистрации, используя фиктивные протоколы приходского собрания о переходе общины в другую конфессию. В этом «бес-законии» зачастую участвуют местные чиновники: они закрывают глаза на права реальных общин УПЦ, что приводит к дальнейшим противостояниям на религиозной почве.

Как показывает печальная статистика, в течение последних трех лет зафиксировали около 500 случаев, связанных с рейдерскими захватами храмов. Эти тревожные цифры были приведены в Киево-Печерской лавре во время круглого стола под названием «Три года попытке принудительного переименования Украинской Православной Церкви: последствия, оценки, перспективы».

По мнению участников этого собрания (состоявшегося в Киево-Печерской лавре), «порошенковский» закон противоречит целому ряду нормативных актов: начиная от Конституции Украины и заканчивая международными правовыми документами, в частности, Конвенцией о защите прав человека и основополагающих свобод, а также решением Европейского суда по правам человека.

«Закон предусматривает вмешательство государства в сферу свободы вероисповедания, нарушает принципы отделения религиозных организаций от государства, их равенства перед законом, равенства граждан независимо от их религиозных убеждений, недопущение установления каких-либо преимуществ или ограничений одной религии, вероисповедания или религиозной организации в отношении других», – отметили участники круглого стола в принятом итоговом документе.

Свое слово также должен сказать Конституционный суд Украины, который еще в 2020 году начал рассмотрение дела по представлению 49 народных депутатов. Однако из-за противостояния судей КСУ с президентом Зеленским этот вопрос отложили «на потом».

Фемида против произвола

По украинскому законодательству Церковь отделена от государства: чиновники не имеют никаких прав на то, чтобы заставлять УПЦ менять свое название. Поэтому служители Фемиды должны восстановить законность, защитить права верующих и поставить последнюю точку в церковном вопросе, который уже неоднократно рассматривался в судах различных инстанций.

Еще в апреле 2019 года Окружной административный суд Киева постановил: признать противоправными действия тогдашнего спикера ВРУ Андрей Парубия, который незаконно лоббировал процессы, связанные с внесением изменений в закон «О свободе совести и религиозных организациях». Как выяснилось, этот «человек Порошенко» действовал вопреки требованиям парламентского регламента: поставил антицерковный законопроект на повторное голосование, чтобы таким незаконным образом добиться заранее запланированного результата — принудительно переименовать УПЦ в «РПЦвУ» («Русскую православную церковь в Украине»).

Следует отметить, что 11 декабря 2019 года Верховный суд оставил без удовлетворения жалобу Министерства культуры по изменению названия УПЦ. Рассматривая кассационную жалобу, судьи согласились с позицией предыдущих инстанций о запрете совершать любые регистрационные действия в отношении многочисленных приходов, монастырей и храмов УПЦ.

«Регистрационным органам запрещены любые действия по внесению сведений в Единый госреестр о Киевской митрополии УПЦ и ее структурные религиозные организации к решению этого спора по существу. Кассационную жалобу отклонить. Решение обжалованию не подлежит», — говорится в постановлении Верховного суда.

Как показывает анализ, суд высшей инстанции не согласился с доводами чиновников Минкульта и оставил без изменений два решения – Окружного админсуда (от 22 апреля 2019 г.) и Шестого апелляционного админсуда (от 22 июля 2019 г.).

В решении Верховного Суда четко написано: «Киевская Митрополия Украинской Православной Церкви есть центральный исполнительно-распорядительный церковный орган (религиозный административный центр) независимой и самостоятельной в своем устройстве и управлении УПЦ, который осуществляет руководство епархиальными управлениями, приходами, монастырями, духовными школами, братствами и другими религиозными организациями УПЦ».

Приняли «под томос»

«Порошенковский» закон был принят с полным игнорированием позиции юридического органа Верховной Рады – главного научно-экспертного управления (ГНЭУ), представители которого выступили против антицерковных новшеств. В своих выводах они указали на несоответствие закона требованиям Конституции.

«Учитывая вышеизложенное есть основания полагать, что положения законопроекта содержат признаки несоответствия Конституции Украины, которая исключает возможность установления особых требований относительно названия и содержания уставов (положений) отдельных религиозных организаций (объединений) и ограничений по доступу их священнослужителей в части, соединения Вооруженных сил и других военных формирований Украины. Ведь по содержанию ч. 1 ст. 35 Основного Закона лицо имеет право имеет право исповедовать любую религию», — отметил в своем заключении доктор юридических наук Василий Борденюк (который руководил ГНЭУ в 2006-2017 годах).

Согласно экспертному заключению, любая религиозная община имеет право на подчинение любым религиозным центрам, которые действуют не только в Украине, но и за ее пределами. При этом даже уведомление государственных органов о создании такой религиозной организации не является обязательным. Как сказано в выводах ГНЭУ, регистрация религиозных организаций предусматривает, прежде всего, регистрацию их уставов, причем только для получения правоспособности юридического лица, а не для легализации своей деятельности на территории Украины. В связи с этим выглядит абсурдным уже сам по себе вопрос – об установлении обязанности по переименованию религиозной организации (руководящий центр которой находится не в Украине).

Что же заставило власть имущих организовать антицерковный заговор и принять антиконституционный закон? Тайное становится явным, если обратить внимание на игры, в которых принимали участие не только политически озабоченные депутаты и высокопоставленные чиновники, но и представители Константинопольской Православной Церкви (КПЦ). Обе стороны вели закулисные переговоры еще тогда, когда будущий закон был лишь проектом: в парламентских стенах его зарегистрировали после того, как члены ВРУ проголосовали за обращение к главе КПЦ, патриарху Варфоломею.

Активное лоббирование данного законопроекта началось зимой-2018, когда в Украину прибыли представители КПЦ. 15 декабря 2018 года в Киеве провели так называемый «объединительный собор», в котором участвовали представители двух структур, не признанных в мировом православии – УПЦ КП и УАПЦ. Они влились в ПЦУ и провозгласили Сергея Думенко митрополитом Епифанием (который вскоре побил горшки со своим духовным отцом – патриархом Филаретом). В свою очередь, Верховная Рада под давлением Петра Порошенко поспешно «родила» новый закон: на его обсуждения депутаты потратили менее получаса. Такая «оперативность» привела к тому, что этот документ сразу же «прошел» три чтения и был принят «в целом».

Получив сигнал с Грушевского и Банковой, «архиепископ Нового Рима» тут же подписал томос – автокефальный указ для«Святой Церкви Украины». С тех пор, несмотря на свой светский статус, государство продолжает грубо вмешиваться в дела канонической УПЦ и Киевской митрополии, возглавляемой митрополитом Онуфрием.

По указке Вашингтона

Чтобы издать томос, Варфоломей совершил «чудо из чудес»: своим указом «вычеркнул» 332 года (!) из церковной истории – отменил решение 1686 года о передаче Киевской митрополии Московскому патриархату. Чем руководствовались на Фанаре, упраздняя исторические документы, выданные еще константинопольским патриархом Дионисием IV?

Каноническая территория Киевской митрополии конца XVII века не аналогична современной канонической территории Украинской Православной Церкви, которая является намного больше, чем три столетия назад. Сегодня в УПЦ есть очень много епархий, которые никоим образом не были связаны ни с Фанаром, ни с Киевской митрополией образца 1686 года.

Вступая в сговор с украинскими политиками, Варфоломей пошел на очень странный шаг: начал пересматривать современную реальность с учетом того, что где-то что-то когда-то было. Подобные вещи являются нарушениями не только церковной, но и светской жизни. Представим, к примеру, что сегодняшней власти Франции вдруг вздумалось «отменить» Парижский мирный договор 1763 года и заявить о своих утраченных правах на Канаду как на бывшую колонию… Если в мирской жизни такие «чудеса» оборачиваются войной, то в духовной жизни они приводят к войне за церковное имущество.

Наверное, не надо быть выдающимся богословом, чтобы понять: патриарх Варфоломей затеял опасную игру, руководствуясь не каноническими правилами, а политическими соображениями, продиктованными из-за океана. Мировой раскол православия выгоден американцам, которые используют Фанар против Русской Православной Церкви, а ПЦУ во главе с Епифанием – против УПЦ.

После появления вожделенного томоса в Вашингтоне сразу же потребовали, чтобы Поместные Православные Церкви поддержали решение патриарха Варфоломея. Вспомним, как в ноябре 2019 года посол США в Греции Джеффри Пайетт лично встретился с архиепископом Афинским и всея Эллады Иеронимом, чтобы тот признал ПЦУ. Кроме того, «заботливые» представители США уже создали фонд имени патриарха Варфоломея, который призван обеспечить финансовое будущее духовного лидера уже давно не существующего града – Константинополя.

Путем закулисных интриг

Действуя по указанию США, патриарх Варфоломей присоединился к деятельности раскольнических группировок в Украине. И это, увы, не первый факт в истории. Попытки вмешаться в жизнь нашей Церкви были еще вначале XX века: тогда на Фанаре пытались легитимизировать раскольников-обновленцев, поддерживаемых большевиками. К сожалению, история повторяется.

ПЦУ находится под особым попечением Вашингтона. Ярким подтверждением этого вывода стал майский визит госсекретаря США Энтони Блинкена: находясь в Киеве, он лично встретился с Епифанием, чтобы обсудить вопросы перехода общин канонической УПЦ в «ПЦУ». После этого по Украине прокатилась новая волна попыток захвата храмов канонической Церкви.

Стоит ли после этого удивляться любезностям Епифания о том, что можно отменить пост ради новогодних гуляний и отпраздновать Рождество Христово на 13 дней раньше обычного, т.е. 25 декабря – по григорианскому календарю. Кстати, это заявление главы ПЦУ перекликается с позицией националиста Богдана Панкевича (главы Украинской галицкой партии) – прославившегося в скандальном видеоролике с финальным лозунгом: «Рождество с миром – вакцина против «русского мира».

К сожалению, подобные трюки пользуются спросом среди отдельных верующих. Благо, ситуация позволяет: украинский народ в большинстве своем – крещенный, но не просвещенный. Слишком много сегодня появилось людей, называющих себя православными, но не имеющих элементарных понятий о самом православии.

В итоге на наших глазах происходит подмена Христовой Церкви политическими структурами. Все эти преступные действия свидетельствуют о пренебрежении земными законами, не говоря уже о христианских, духовных нормах и ценностях.

Валентин Ковальский, klymenko-time

от admin